Страхование ответственности экспедитора

экспедитор

Участие компаний в логистической цепи неизбежно связано с различного рода рисками, касается ли это перевозок грузов, осуществления операций складирования и временного хранения грузов, выполнения погрузочно-разгрузочных работ и т. д. При этом от качества и своевременности выполнения каждым участником транспортировки своей части работы зависит эффективность всей логистики, а соответственно, прибыль или убыток каждого из участников, не говоря уже о конечном потребителе услуг.

Страхование ответственности перевозчика (экспедитора) — вид страхования, давно и успешно осуществляемый во многих странах мира.

Экспедиция грузов – это большая ответственность. Поэтому экспедиторские компании – это команды профессионалов, которые гарантируют доставку груза в целостности и сохранности. Для того чтобы огородить себя от непредвиденных факторов и сократить риски, экспедиторы заключают договоры на страхование гражданской ответственности экспедиторов грузов. При этом наличие подобного покрытия является еще преимущественным фактором при выборе заказчиком транспортно-экспедиционной компании.

Что же подразумевается под страхованием ответственности экспедитора?

Для сравнения: при страховании груза защищаются интересы грузовладельца, а не экспедитора; под страхованием же ответственности за груз подразумевается страховое покрытие рисков, связанных с выполнением экспедитором своих обязательств перед клиентами. Ведь заключая договор на оказание транспортно-экспедиторских услуг, экспедитор отвечает за сохранность груза на всех этапах его перевозки, перевалки и хранения.

Ответственность экспедитора начинается сразу после принятия им груза для перевозки и прекращается, когда груз передан получателю или доставлен в конечный пункт в соответствии с указаниями отправителя и получателя. Причины гибели, утраты или повреждения грузов могут быть самыми разнообразными — от ДТП до кражи. На эти риски приходится до 80% всех исков, предъявляемых экспедиторам.

В целом же этот вид страхования обычно включает в себя следующие риски:

  • Основной риск: утрата, гибель, повреждение (порча) груза.
  • Нарушение срока доставки груза.
  • Неправильная засылка отправления.
  • Дополнительные расходы на пересылку на правильный адрес.
  • Причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц перевозимым грузом.
  • Расходы на  уменьшение и предотвращение убытка (перепаковка, пересортировка товара).

Лимиты ответственности устанавливаются по соглашению сторон — как по каждому страховому случаю, так и договору в целом.

По отдельным группам грузов, которые страховщик может считать более подверженными определенным рискам  – могут устанавливаться отдельные сублимиты для выплаты. Как правило это аудио-, видео- техника, мобильные телефоны, фотоаппаратура, стеклянный изделия, часы, парфюмированные изделия в стеклянной таре, одежда и обувь, меховые изделия, автомобили и их запчасти, грузы, которые требуют при перевозке определенного температурного контроля (рефрижераторные грузы), спиртосодержащие и табачные изделия.

Расчет стоимости страховки может производиться в двух вариантах:

  •  как процент от общей стоимости фрахта данного экспедитора;
  •  как фиксированная денежная сумма за каждое транспортное средство, которое используется экспедитором.

На стоимость могут влиять разные факторы: тип перевозимого груза, маршруты перевозок, количество собственных и нанятых экспедитором транспортных средств, объем перевозок, франшизы, условия страхования и лимиты ответственности.

При этом следует помнить, что экспедитор освобождается от ответственности за утрату или повреждение груза, а также за просрочку в доставке груза, если они произошли не по его вине, или обстоятельств, последствия которых перевозчик не мог предотвратить. А это означает, что за гибель груза, вызванную стихийными бедствиями и форс-мажорными обстоятельствами, перевозчик, согласно законодательству, в подавляющем большинстве случаев не несет ответственности вообще, а возмещение за ущерб в результате ДТП, хищении груза и др. производится только при доказанной (чаще всего в судебном порядке) ответственности перевозчика/экспедитора. Для таких случаев существует страхование грузов, о котором мы уже рассказывали в одной из наших публикаций.

Заказать звонок
Задать вопрос online