Возникновение и развитие страхования

история страхования

Междуречье – именно там в одной из працивилизаций согласно историческим письменным упоминаниям началось страхование как явление. Все началось с возникновения своеобразной касты торговцев, которые специально одалживали деньги своим коллегами направляющимся в длительное путешествие по торговым делам – и не требовали этих денег назад в случае кражи или потери товара во время перевозки. В случае же удачного возвращения – получали от них сверх основного долга еще некоторую сумму  денег.

Древний Египет – там на строительстве самых знаменитых пирамид были организованы первые кассы взаимопомощи среди рабочих. (Можно сказать, что это прямой аналог современного Фонда страхования от несчастного случая на производстве!) Делая посильные взносы со своих мизерных заработков, строитель имел хоть какие-то гарантии, что если он получит травму, то его хотя бы не выбросят как мусор, а выдадут необходимые средства для дальнейшего существования. Как необразованные рабы, что день и ночь переносили многотонные камни, дошли до этой систе­мы, до сих пор остается тайной для ученых.

Рим. Основа современной Европы. Возникновение там страхового дела, как неудивительно, объясняется ведением многочисленных войн. Когда римские легионы завоевывали провинции в Ис­пании, остро возникал вопрос об обеспечении их провиантом и оружием для ведения полноценных боевых действий. Этим всегда рады были заниматься купцы. Однако Ис­пания все же находилась на значительном расстоянии от Италии, и чем больше было это расстояние, тем больше было шансов у варваров ограбить слабо защищенные караваны.  Это привело к тому, что после нескольких неудачных попыток торговцы закономерно отказались поставлять в ле­гионы все необходимое, что значительно ухудшило их поло­жение в Испании. Без провианта, необходимого оружия и вещевого снабжения испанская кампания была на грани краха.

И находясь в отчаянном положении, кто-то из тогдашних бюрократов первым выдал указ, в котором говорилось, что когда какой-либо караван будет ограблен, купцу вернут все средства, еще и дадут сверху, чтобы не огор­чался. Караваны потекли рекой. Римская империя была цивилизованной страной, указам верили и их выполняли. Как правило, потери действительно случались: сотни караванов не доходили к месту назначения. Но те, кото­рые прибыли на место — спасли всю испанскую кампанию.

Возникновение же самого договора страхования, как ни удивительно — связывают со Святой Церковью.

Ведь в то время политика, экономика и религия очень тесно между собой пе­реплетались. Временами Папа выдавал эдикт о регуляции эко­номики или введении новых политических сил, и  его политический вес в ХІІ-ХІV ст. был намного больше правителей. В период процветания инквизиции Рим выдал эдикт, который базировал­ся на Святом писании, о запрещении лихоимства.

Казалось, что экономике Европы наступил конец. Торговцы, купцы сворачивали свою деятельность, боясь всевидящего глаза Церкви. А тех, у кого хватало мужества работать дальше, жгли на кострах как позор­ных еретиков. Сотни ужасных казней охладили всю тогдашнюю экономику. Однако резко упала и прибыль церкви, которая в большинстве случаев базиро­валась из отчислений, налогов и пожертвований именно лихо­имцев и других зажиточных прихожан-торговцев.

И тогда Папа выдает новый указ, который содержал первую форму договора, «с про­центной ставкой», по которому должны были работать средневе­ковые коммерсанты. Экономика старой Европы опять сдвинулась с места, а страхование получило свою первую письменную форму, которая и будет плодотворно применяться в будущем.

Первые официальные упоминания о страховании, как финансовой деятельности,  встреча­ются в XV ст. Именно тогда в колыбели современной Европы и центре духовности и просветительства, Венеции, появилось то, что впоследствии перевернуло весь финансовый мир. Рядом с каналами в доме, который до сих пор будоражит воображение современных архитекторов своими формами и утонченностью появилось первое страховое общество. Достоверно неизвест­но у кого появилась гениальная идея, которая завораживала своей простотой и эффективностью. Но очевидно, что человек действительно был гением. Сотни лет ученые, алхимики, шар­латаны, астрологи ломали головы в поисках не­известного, загадочного, и в большинстве случаев абсолютно не­нужного. Например, алхимики в средневековье бились над изобретением философского камня. Ими руководила жажда к обогащению. Они стремились превратить свинец в золото, сде­лать деньги с воздуха.

Ни у кого и в мыслях не было, что на самом деле огром­ные деньги таятся не в камнях. Главный источник дохода — это чувства человека, его вечный страх перед неопределенностью. И нашелся неизвестный че­ловек, что своими действиями изменил финансовую структуру и положил начало экономическому миру, делая деньги не с земли или камней, а с невещественных ценностей. Именно он был первым, кто учредил страховое общество.

Это был, бесспорно, игрок, венецианец. Удачным игроком он был или нет, шарлатаном или правди­вым, непонятно. Однако однажды он сыграл намного солид­нее, чем обычно. Он заложился на то, вернется ли корабль с Каира или будет еще одним домом для неугомонных рыб на дне черного и бездонного Средиземного моря. Нетрудно дога­даться, что корабль вернулся. Это событие стало импульсом для первого официального страхового бизнеса. Изучая изве­стные пути курсирования пиратов, узнавая о погоде и молясь Богу, чтобы тот отвернул шторм, он начал закладываться с кораблевладельцами на счет возвращения их имущества. Страховой рынок и первый анализ этого рынка начался.

Дальше больше.

Первую известную акционерную страховую компанию уч­редила «Ост-Индийская» торговая компания,

которая была флагманом экономики Европы в XVIII ст. Проанализировав опыт прошлых лет, хозяева этой компании не просто создали страховое общество с собственными средствами, но и при­влекли средства акционеров, переложив при этом всю ответ­ственность за понесенные убытки на их плечи. Получив огромные прибыли, компания начала открывать свои филиалы по всему миру, создав при этом первую международную акционерную страховую компа­нию. Потом появились первые конкуренты, государственные компании, которые не могли пропустить огромные средства мимо своих рук. Появились другие частные компании, кото­рые начали открывать не только новые рынки сбыта в форме царской России и Северной Америки, но также расширять сферу страхования, развивая его формы и виды.

Нельзя не упомянуть, что в том числе новая эра в страховании началась с основания в 1688 в Англии общества Ллойдс. Находящаяся в Лондоне и управляемая человеком по имени Эдвард Ллойд кофейня, благодаря своему предприимчивому владельцу стала местом, где обменивались сведениями о морской торговле судовладельцы, предприниматели и торговцы. Здесь люди, предоставляющие страховое покрытие для судна или груза, находящегося в нём, начали свою деятельность, оформляя документы и опять же, после смерти Эдварда Ллойда основали между собой общество под именем Ллойдс.

В первые годы Ллойдс осуществлял деятельность исключительно в сфере морского страхования, затем, перейдя в сферу страхования на суше, в наши дни превратился в организацию, осуществляющую все виды страхования. Ллойдс является своеобразной страховой организацией, не имеющей аналогов в мире.

Мы преднамеренно не говорим об истории страхования в коммунистической империи. Она вошла в историю лишь тем, что в ней существовало несколько государственных страхо­вых компаний, которые ставили себе цель — собрать поболь­ше средств с населения, чтобы потом перебросить их в воен­ную сферу экономики. К сожалению —  ничего интересного. Плохое страховое покрытие и маленькое количество выплат автоматически бы убили эту сферу административной эконо­мики, если бы страхование не было обязательным.

С распадом псевдосоциалистического союза республик, в Украину как лавина хлынула рыночная экономика.

Через открытые границы в Украину попали западные каноны жиз­ни, при этом перемешиваясь с советским менталитетом. За­конодатели не успевали создавать нормативные акты, что­бы регулировать все новые и новые аспекты рыночной жиз­ни. До Закона Украины «О Страховании» никто не мог понять, чем регулируется вся сфера страхования. Каждый трактовал нормы, как хотел, применяя их в жизни абсолютно по собст­венному желанию. Начался период дикого капитализма. В то время, когда государственные страховые компании погиба­ли на глазах, в том числе и через откат основных фондов в прежнюю столицу, частные страховые компании очень стре­мительно развивались. Их шумные названия, которые обе­щали стопроцентную выплату, мелькали новомодными ино­странными словами и сомнительным иностранным капита­лом. Слишком часто правление этих компаний в одно прият­ное для них (и неприятное для клиентов) время забирало чемоданы с деньгами и без каких-либо преград выезжало за границу, как «работники» современно­го бизнеса. Страховые пирамиды собирали свой урожай, не считаясь ни с государством, ни с его населением.

Хотя, если быть объективным, были и другие случаи. Страховые компа­нии, что в то время размещались в однокомнатных кварти­рах, год за годом наращивали свой капитал, при этом осуще­ствляя честные выплаты. Неудивительно, что в настоящий момент эти компании руководят миллиардными капиталами и занимают первые места в списках на страховом рынке.

Со временем после такого шока экономика Украины успокоилась, стра­ховой рынок стабилизировался, хотя в настоящий момент присутствуют представители дикого капитализма, которые своими странными действиями время от времени будоражат весь рынок.

С течением времени страховой рынок осуществил новую эволюцию, в этот раз в сторону страхователей. Страховой Брокер является новым явлением в развитии рынка и обеспечивает законные права страхо­вателя (обычно при условии, что он выбрал опытного и высокопрофессионального брокера). Мы анализируем весь рынок, прежде всего изучая его историю, чтобы не повторить ошибок, которые были допущены в прошлом. С года нашего основа­ния клиентская база увеличилась во много раз, что является основным показателем нашей эффективной деятельности. Страхователи уже знают, что значат слова «Страховой Брокер «Консорис» и пользуются нашими услугами, не боясь обмана со стороны стра­ховых компаний. Наша репутация является нашим лучшим гарантом, а отзывы клиентов  — нашей лучшей рекламой и рекомендацией.

Заказать звонок
Задать вопрос online